Форум для общения c друзьями, коллегами, клиентами.
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Вход  
Последние темы
Партнеры
Создать форум
Яндекс цитирования
Перевод физических величин

Your website value?


Поделиться | 
 

 Лицензирование архитектурно-строительной деятельности: запретить нельзя строить

Перейти вниз 
АвторСообщение
b@r@b@n
Admin
avatar

Сообщения : 221
Дата регистрации : 2010-05-11
Возраст : 40
Откуда : г. Запорожье

СообщениеТема: Лицензирование архитектурно-строительной деятельности: запретить нельзя строить   Пн Июл 09, 2012 11:36 am

После принятия Закона Украины «Об архитектурной деятельности» №687-XIV от 20 мая 1999 г. сфера деятельности лицензирования по созданию объектов архитектуры претерпевала множество изменений, а выдача самих лицензий не раз приостанавливалась то в связи с отсутствием установленного законодательством порядка лицензирования, то по причине отсутствия лицензионных условий.

На этот раз произошел очередной коллапс, связанный, в большей мере, с непоследовательной реализацией задекларированной государством политики реформирования строительной отрасли и воплощением заявленных намерений по упразднению лицензирования тех видов деятельности, которые не несут опасность для государства, жизни, здоровья людей и окружающей среды. В частности, вступившее в силу 1 марта 2012 г. Постановление Кабинета министров Украины №148 (далее – Постановление №148), которым внесены изменения в порядок лицензирования хозяйственной деятельности (утвержденный Постановлением Кабинета министров Украины №1396 от 5 декабря 2007 г. ), вызвало неопределенность и смятение среди субъектов архитектурно-строительной деятельности.

Нужна ли лицензия?

В соответствии с действующей на сегодня редакцией ст. 17 ЗУ «Об архитектурной деятельности» №687-XIV (далее ? Архитектурный Закон) хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры, подлежит лицензированию. Определение деятельности по созданию объекта архитектуры, содержащееся в указанном Законе, предполагает, что все основные составляющие проектно-строительного процесса, начиная от проектирования и заканчивая авторским и техническим надзором, требуют получения лицензии.

В частности, действующие лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденные Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства №47 от 27 января 2009 г. , предусматривают необходимость лицензирования следующих видов работ:

- изыскательные работы для строительства;

- разработка градостроительной документации;

- проектирование объектов архитектуры;

- строительные и монтажные работы;

- монтаж инженерных сооружений;

- строительство транспортных сооружений;

- инжиниринговая деятельность в сфере строительства.

При этом Архитектурным Законом предусмотрена необходимость получения лицензии независимо от сложности архитектурных решений и инженерного оборудования строящегося объекта, то есть независимо от присвоенной такому объекту категории сложности.

Имеющиеся перспективы получения лицензии Вместе с тем, практическое исполнение указанного предписания утруднено, что объясняется вступившим в силу Постановлением №148. Изменения, внесенные указанным Постановлением №148, фактически привели к тому, что действующий порядок лицензирования охватывает исключительно строительные работы в отношении IV–V категорий сложности, оставляя без какого-либо процедурного регулирования вопрос выдачи лицензий в отношении проектирования и строительства объектов I–III категорий сложности.

Органы лицензирования – Государственная инспекция архитектурно-строительного контроля и ее региональные подразделения (далее – ГАСК), отказываются выдавать лицензии, также как и продлевать срок действий выданных, если подаваемые заявителем документы касаются изыскательных, проектных работ, инжиниринговой деятельности, а также строительно-монтажных работ по объектам I-III категорий сложности. Основанием для такого отказа служит отсутствие установленной процедуры лицензирования таких работ. Такая позиция ГАСКа изложена и в Информационно-методологическом анализе процедуры лицензирования строительной деятельности в разрезе измерений, внесенных Постановлением №148, размещенном на сайте ГАСКа. Фактически, на сегодняшний день лицензии выдаются только в отношении строительно-монтажных работ по объектам IV–V категорий сложности.

Сложившаяся ситуация, связанная с отказом ГАСКа в выдаче/продлении срока действия указанных лицензий, привела к тому, что субъекты проектирования и инжиниринга, а также субъекты строительства объектов I-III категорий, не получившие лицензию, – не могут приступить к выполнению своих обязательств перед заказчиком, а субъекты, срок действия лицензий которых истек, – не могут законно продолжать выполнение начатых работ. Следует иметь в виду, что выполнение указанных работ субъектами архитектурно-строительной деятельности без лицензии создает риски привлечения их должностных лиц к административной, а их самих – к финансовой ответственности, так как требование Архитектурного Закона касательно лицензии – сохраняет свою силу и обязательно для всех субъектов архитектурно-строительной деятельности.

Перспективы законопроектной работы По всей вероятности, Кабинет министров Украины принял Постановление №148 одновременно с разработкой и передачей в Верховную Раду Украины Законопроекта №10131 от 28 февраля 2012 г. «О внесении изменений в Законы Украины «Об архитектурной деятельности» и «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности»» (далее – Законопроект №10131). Указанный Законопроект №10131, видимо, призван формализовать сложившуюся ситуацию, отменяя необходимость лицензирования той деятельности по созданию объектов архитектуры, в отношении которой ГАСК уже фактически перестал выдавать лицензии по причине отсутствия порядка, как указано выше. В частности, в соответствии с Законопроектом №10131 предполагается, что только строительно-монтажные работы и только в отношении объектов IV–V категорий сложности будут подлежать лицензированию. Субъекты хозяйствования, которые планируют осуществлять проектирование, инжиниринговую деятельность, а также строительно-монтажные работы в отношении объектов I–III категорий сложности, – будут освобождены от необходимости получения соответствующих лицензий.

По сути, опережающее Постановление №148, которое уже вступило в силу, нарушает общие принципы законотворчества. Ведь его процесс предполагает утверждение нормы на уровне закона, имеющего высшую юридическую силу, и лишь потом дальнейшую ее конкретизацию и механизм имплементации (реализации на практике) в подзаконном нормативно-правовом акте, таком как, например, постановление Кабинета министров Украины, а не наоборот. Сложившаяся ситуация с лицензированием архитектурно-строительной деятельности ? уникальная и алогичная по своей сути, ведь фактически Постановление №148 принято на выполнение еще не ставшего законом Законопроекта №10131.

Помимо Законопроекта №10131 в ГАСКе совместно с Министерством регионального развития и строительства Украины разработали проект новых лицензионных условий, поскольку действующие – приняты на выполнение Архитектурного Закона и устанавливают организационные, технические, квалификационные и специальные требования для всей деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры. Предполагается, что новые лицензионные условия коснутся лишь той деятельности, которая предусматривает строительство объектов IV–V категорий сложности, продолжая намеченную Постановлением №148 тенденцию упразднения лицензирования проектной, инжиниринговой, а также строительной деятельности в отношении объектов I–III категорий сложности.

Новые лицензионные условия также предполагают утверждение совершенно нового перечня работ по осуществлению строительной деятельности, которые будут подлежать лицензированию в соответствии с порядком лицензирования, учитывая внесенные Постановлением №148 изменения.

Перспективы длительности сложившейся ситуации Сколько будет длиться сложившаяся ситуация пока неизвестно. Ранее предполагалось, что она разрешиться до 1 июня 2012 г. Так, форма декларации о начале выполнения строительных работ по объектам I–III категорий сложности, предусмотренная утвержденным Постановлением №466 Кабинета министров Украины порядком выполнения строительных работ, содержала указание на 1 июня 2012 г. как на граничный срок подачи лицензий генеральных подрядчика и проектировщика. Это давало основания полагать, что после 1 июня 2012 г. подача таких лицензий не потребуется, то есть соответствующие требования ст. 17 Архитектурного Закона о необходимости лицензий в отношении таких объектов будут отменены.

Постановление №148 исключило указанный срок предоставления лицензий в отношении объектов I–III категорий сложности, изменив формулировку на обобщенную: «предоставляется в случае необходимости». При этом законодательство Украины не устанавливает случаи такой необходимости, что порождает дополнительное замешательство среди участников архитектурно-строительной деятельности.

Очевидно, что принятие Законопроекта №101311 не разрешит полностью сложившуюся ситуацию, и она будет существовать до тех пор, пока система профессиональной аттестации специалистов, выполняющих работы по архитектурно-строительному проектированию, техническому надзору и инжинирингу, не будет внедрена. В частности, пока указанным специалистам не начнут выдавать квалификационные сертификаты, призванные заменить лицензии, выдаваемые ранее на такие работы.

Условие начала запуска системы профессиональной аттестации ? создание и обеспечение аттестационной архитектурно-строительной деятельности, а также запуск программ предатестационной подготовки.

Учитывая, что в соответствии с размещенной на официальном сайте Министерства регионального развития и строительства информацией только 14 февраля 2012 г. началось формирование учебных групп для подготовки к профессиональной аттестации, которая является обязательным условием допуска к сдаче квалификационного экзамена, можно предположить, что для организации первого квалификационного экзамена с последующей возможностью получения квалификационных сертификатов потребуется еще, как минимум, несколько месяцев.

Риски, связанные с возможным принятием Законопроекта №10131 Проанализировав сложившуюся тенденцию по упрощению лицензионной деятельности, можно заключить, что в ее основу закладывается дифференцированный подход, базирующийся на категории сложности строительства в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» №3038-VI от 17 февраля 2011 г.

Как указано выше, лицензирование работ по проектированию, техническому надзору и инжинирингу предполагается заменить профессиональной аттестацией специалистов с выдачей им квалификационных сертификатов в соответствии с порядком проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры (утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины №554 от 23 мая 2011 г. ) Бессрочное действие таких квалификационных сертификатов будет распространяться на всю территорию Украины. Лицензирование же строительно-монтажных работ по объектам IV–V категорий сложности сохранится с одновременной отменой при этом необходимости получения лицензий на аналогичные работы в отношении объектов I–III категорий сложности.

Учитывая тот факт, что в соответствии со ст. 32 Градостроительного Закона вопрос определения категории сложности объекта на основании класса последствий (ответственности) такого объекта относится к ответственности застройщика и проектировщика, существуют некоторые риски, связанные с неправильным определением категории сложности, и, впоследствии, проведением строительных работ без требуемой лицензии. В частности, указанные лица самостоятельно, без контроля какого-либо государственного или муниципального органа, устанавливают категорию сложности объекта, определяя тем самым порядок его дальнейшего проектирования и строительства, в том числе необходимость (или ее отсутствие) привлечения лицензированной организации для выполнения строительно-монтажных работ.

При этом на уровне нормативно-правовых актов, обязательных к соблюдению, процедура определения категории сложности устанавливается только в отношении IV и V категорий. Порядок же определения I – III категорий законодательство не содержит. Государственные строительные нормы (в частности, и ГСН В.1.2. -14-2009) определяют класс последствий (ответственности), но не устанавливают соответствие этих классов категориям сложности. Минрегионстрой лишь рекомендует придерживаться определенного соответствия классов последствий категориям сложности. Проще говоря, как определить IV и V категорию сложности – установлено, а как различить I – III категории и отличить IV от III – всего лишь рекомендовано.

Помимо рисков в контексте установленной законодательством административной и финансовой ответственности за занижение категории сложности объекта, а также рисков, связанных с признанием строящегося объекта объектом самовольного строительства, в случае занижения категории сложности с IV на III поддержка Законопроекта №10131 влечет и новые риски. В частности, они связанны с ответственностью, установленной законодательством за осуществление деятельности без лицензий, опять же в случае неправильного определения категории сложности строящегося объекта и ее занижения с IV на III. При этом занижение категории может произойти как осознанно, тогда оно несет риски низкого качества и опасности для жизни и здоровья людей, так и, учитывая описанные выше трудности с разграничением IV и III категории сложности, непреднамеренно, тогда оно создает риски для самих субъектов архитектурно-строительной деятельности.

Перспективы и последствия упрощения Тенденция персонификации ответственности, связанная с заменой лицензирования проектных, инжиниринговых работ и строительно-монтажных работ на профессиональную аттестацию исполнителей с выдачей им квалификационных сертификатов, вызывает неоднозначные оценки.

Ответственность физического лица за, скажем, фатальную ошибку проектирования сложного архитектурного объекта V категории, более ограничена по сравнению с ответственностью лицензированной организации не только материально-имущественным состоянием такого лица, но и продолжительностью его жизни. Риски безответственности усугубляются еще и отсутствием обязательного страхования.

При этом следует учитывать возможное снижение качества строительств, а также его возможную опасность для жизни и здоровья людей, ведь, по сути, строительно-монтажные работы в отношении объектов I – III категории сложности не лицензируются, обязательная профессиональная аттестация исполнителей таких работ не предусматривается, проекты строительства таких объектов не проходят экспертизу, а само строительство осуществляется по декларативному принципу. Учитывая, что грань между объектами IV и III категории ? тонкая, а точных критериев для их разграничения законодательство не устанавливает, возможны как предумышленные манипуляции со стороны недобросовестных застройщиков, так и неумышленные ошибки со стороны не до конца разобравшихся в запутанном законодательстве субъектов архитектурно-строительного процесса.




Созданные правительством обстоятельства, по понятным причинам, негативно влияют на строительный рынок, внося в него неопределенность и неуверенность участников рынка касательно как своего дальнейшего поведения, так и путей минимизации возможных рисков работы без лицензии.

Сложившаяся ситуация требует скорейшего разрешения. Остается надеяться, что разработанный Законопроект №10131 будет доработан вместе с пакетом подзаконных нормативно-правовых актов для целей проведения взвешенной, обдуманной и безопасной для людей политики лицензирования и сертификации архитектурно-строительной деятельности.


По материалам: building.ua
Источник: domik.net

Вернуться к началу Перейти вниз
http://baraban.mirbb.net
 
Лицензирование архитектурно-строительной деятельности: запретить нельзя строить
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Народные приметы. Прогноз погоды и будущего урожая!
» Нельзя любить за что-то...
» Определение профессии и сферы деятельности
» Полнолуние
» "Зелёный соус"

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Путь. :: БМЗ :: Интересные статьи-
Перейти: